Поделиться в социальных сетях:
«Народный коллектив» театр драмы «Свободный театр»
Руководитель: режиссер: Митрофанова Александра Александровна, ассистент режиссера Белоконь Владимир Андреевич
До 1997 года народный театр драмы при дворце культуры «Россия» в течение нескольких лет не имел руководителя и, соответственно, не функционировал. Ситуация изменилась с приездом в Саратов Натальи Алексеевны Ивановой. По рекомендации методиста Областного центра народного творчества Валентины Балабановой, Наталья Иванова приняла руководство народным театром, и театр постепенно начал выходить из спячки. В течение первого года творческой деятельности были поставлены спектакли «Юбилей», «Медведь» по А. П. Чехову, «Сдается квартира с мебелью» по «Квартире Коломбины» Л. Петрушевской.
В 1998 году в театр, в качестве режиссера – педагога приходит дочь Натальи Ивановой – Ия Воробьева. Будучи тогда студенткой четвертого курса факультета режиссуры Самарской государственной академии культуры и искусства, она берет на себя проведение с участниками театра занятий по сценречи, сцендвижению, актерскому мастерству. Тогда же Ия объявляет набор в студенческий театр – студию «От фонаря» при народном театре и ставит спектакль «Фантазии Дани Ювачева» по повести Даниила Хармса «Старуха». Параллельно с этим Наталья Иванова в 1998 году, к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, поставила спектакль «И шум, и блеск, и говор бала…». Пьеса задумывалась как коллаж по произведениям юбиляра.
В 1999 году в театр приходит саратовский драматург Виктор Шишков. В результате его и Натальи Ивановой совместного творчества рождается пьеса «Осколки разбитого вдребезги» по произведениям Аверченко, Тэффи и других авторов серебряного века. Идея пьесы – прощание с культурой серебряного века, прощание с Родиной. Работа над спектаклем продолжалась пять месяцев. А параллельно с «Осколками…» Ия Воробьева силами театра – студии ставила свой дипломный спектакль. Ее выбор пал на пьесу испанского драматурга Фернандо Аррабаля «Пикник». Спектакль стал знаковым для театра. Благодаря «Пикнику» театр наконец-то обрел свое имя – «Свободный театр». Дело в том что, предваряя пьесу вступлением, Аррабаль говорит, что его мечта — свободный театр. Только свободный театр, по его мнению, может все. Он не должен быть только театром переживания. Театр, по мнению Аррабаля, должен быть свободен от штампов, предрассудков, политики. Это высказывание определило направление будущих работ театра, и именно с этого спектакля начался творческий подъем коллектива.
В 1999 году, за спектакль «Пикник», театр получает свое первое лауреатство на Областном театральном фестивале в р. п. Степное. Затем, с этим же спектаклем, получает диплом лауреата Всероссийского фестиваля любительских театров «Успех – 99»,после чего театр становится постоянным участником этого фестиваля.
Что примечательно, спектакль играется на улице с тем же успехом, что и на сцене. «Пикник» стал первым спектаклем уличного типа в репертуаре театра. Спектакль шел четыре года, и его прекрасно принимала самая разноплановая публика, начиная со школьников и заканчивая заключенными в тюрьмах области.
В 2000 году режиссеры объединились и подумали: «А не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего, на Шекспира?» И замахнулись на пьесу «Два веронца». Мобильные, воздушные декорации, придуманные художником Натальей Федоровой, и талант режиссера, помноженный на два, обеспечили спектаклю еще два лауреатства на Всероссийском поприще.
В 2001 году театр выпускает сразу два спектакля. «Комната смеха для одинокого пенсионера» Олега Богаева – моноспектакль в исполнении Василия Иванова под чутким режиссерским руководством его супруги Натальи Ивановой получил диплом лауреата и диплом за лучшую мужскую роль на «Успехе – 2001». Ия поставила «Любовь к одному апельсину» по пьесе В. Синакевича. Это – сказка-комедия, решенная в жанре дель-арт, игралась ночью на природе среди деревьев. Зрители сидели на импровизированных сиденьях и просто на траве.
В 2002 году режиссеры театра обнаружили существенный недочет в своей работе, а именно отсутствие в репертуаре спектаклей для детей. Поэтому был выпущен спектакль по пьесе С. Козлова «Трям, здравствуйте». Спектакль удачно игрался для начальных классов в школах города. Параллельно был поставлен Д. Хармс – «Мы всегда немного в стороне». С поездками же на фестивале пришлось временно распроститься из-за финансовых трудностей, и этот вынужденный «перекур» затянулся на два года. Такое «домоседство» разродилось «Медовым месяцем Золушки» Полонского, но и Золушка никуда ехать не собиралась.
В 2004 году Ия решила вернуться к любимому ею абсурду и поставила «Волшебную ночь» Славомира Мрожека, которую удалось вывезти на «Успех – 2004». Результат – диплом I степени за спектакль и диплом за лучшую мужскую роль (Дорогой коллега – Дмитрий Голод). Наталья Иванова поставила спектакль «Трофеи» по пьесе молодого драматурга Богомольного и получила лауреатство на Областном фестивале.
2005 год выдался тихим и спокойным. Восстанавливали Хармса, ездили с выездами по Саратову и области.
2006 год ознаменовался уходом из театра Ии Воробьевой и приходом нового педагога-хореографа – Александра Дударева. Наталья Иванова поставила «Забыть Герострата» по Г. Горину, но внезапная болезнь поразила этот достойный спектакль, и он скоропостижно скончался. Сыграть его успели всего лишь три раза. После этого печального события в театре произошла смена режиссера. Наталья Иванова ушла на повышение в Областной народный методический центр и театр по наследству приняла Ия Воробьева. Она привела с собой новых актеров из прежнего своего коллектива, состав труппы обновился на 70%.
В 2007 году в результате совместных творческих мук режиссера Ии Воробьевой, хореографа Александра Дударева и художника Натальи Федоровой родился «Гамлет на четверть часа» Тома Стоппарда. Спектакль, который поехав на фестиваль «Успех – 2007» получил сразу пять дипломов Лауреата и в том же году заработал лауреатство на Международном фестивале «Ваш выход». «Гамлет» оказался самым плодовитым спектаклем из идущего репертуара.
В 2008 году на совете участников коллектива было решено попробовать свои силы в бытовой драматургии, близкой любому зрителю. Были поставлены два коротких спектакля – «Зима» по Е. Гришковцу и «Слеза» по Шмелеву. Для детей был поставлен «Недетский детектив» по Корнею Чуковскому. Гришковец – Шмелев получили по диплому I степени на «Успехе – 2008», а Чуковский успешно покоряет школьные подмостки.
В 2009 году театр готовится к юбилею Николая Васильевича Гоголя. Ожидается постановка чего-то нестандартного, мистического, причудливого. Пока можем сказать только то, что спектакль будет называться «О. О. О. О.»