Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Онлайн-рубрика “Сокровища книжных полок. Писатель Иван Наживин”

Онлайн-рубрика “Сокровища книжных полок. Писатель Иван Наживин”

Добрый день! Сегодня в нашей рубрике “Сокровища книжных полок” мы расскажем вам о Наживине Иване Федоровиче. 

Известный писатель русского зарубежья Иван Федорович Наживин родился 6 сентября 1874 г. О месте его рождения существуют разные мнения: это или Москва, как указано во многих энциклопедических словарях, или м. Пантюки Владимирского уезда (ныне территория Собинского района Владимирской области), судя по последним сведениям исследователей.

Его отец – Федор Миронович – разбогатевший на торговле лесом крестьянин из д. Буланово Владимирского уезда, мать из крепостных крестьян. В 1900-е гг. вместе с односельчанином купцом 2-й гильдии В.М. Тарасовым Ф.М. Наживин построил в Буланове церковь, дом для духовенства, больницу, ветлечебницу, народное училище, превратив деревню в культурный центр для всей округи.

Иван Федорович называл Буланово «родным гнездом». «Я сын мужика, выросший среди народа», – подчеркивал он в автобиографии. Свои произведения в 1900-е гг. Наживин подписывал псевдонимом «И. Булановский», жил в Буланове, хорошо знал жизнь крестьян. Иван вырос в окружении родной природы, в юности был заядлым охотником. Первый его рассказ «Агапыч» был напечатан в начале 1890-х гг. в журнале «Природа и охота».

Наживин учился в реальном училище, но, не окончив его, в течение двух лет занимался, как и отец, торговлей лесом. Благодаря материальной поддержке отца он с 1892 г. имел возможность подолгу жить за границей, в основном во Франции и Швейцарии, в России бывал наездами.

На писательскую судьбу Наживина повлияла встреча его с Л.Н. Толстым, бывшим кумиром детских лет, недосягаемой звездой в юношестве. Определяющими всю дальнейшую жизнь стали 1901-1910 гг., они начались знакомством, продлились дружбой, завершились близким духовным родством с Л.Н. Толстым. В 1911 году Наживин опубликовал книги о великом русском писателе: «Дедушка Толстой», «Из жизни Л. Н. Толстого».

В собрание  сочинений Наживина, вышедшем в Москве вошли ранние рассказы, 1-я книга  автобиографических записок «Моя Исповедь», романы  «Сфинкс», «Белые голуби принцессы Риты», сборник лирических миниатюр «Вечерние облака.  Книга тихого раздумья», сборник рассказов «Кикимора».

До 1917 года писатель выступал против «гнилого правительства», впоследствии свидетельствовал, что много лет стоял  «на довольно левых позициях», но уже под впечатлением революции 1905-1907 гг. эволюционировал к более умеренным взглядам, поскольку, как он утверждал, «началось великое нравственное падение русского народа», «вся страна  кипела кровью  и все гуще наливалась злобой». Нарастание вражды рабочих к предпринимателям отобразил в рассказе  «Забастовка».

Октябрьские события 1917 года И.Ф. Наживин встретил враждебно, считая, что началось великое нравственное падение русского народа. Почти весь этот год он жил в родных местах Владимирской губернии, но бывал также и в Москве. Позднее, как очевидец, описал в «Записках о революции» и в романе «Распутин» революционные события 1917 года во Владимирском крае.

Осенью 1918 года Наживин выехал на юг России, в январе 1919 года был в Одессе. Участвовал в Белом движении, публиковал пропагандистские брошюры. В 1920 году эвакуировался из Новороссийска  в Болгарию. Жил в Югославии (Новый Сад), Австрии, Германии. В Вене возглавлял отдел  в издательстве «Детинец». В 1924 году писатель поселился в Бельгии.

Своё отношение к событиям 1917 года он выразил в «Записках о революции», оценивая революцию как «банкротство  левых деятелей»: «Мы представляли себе нашу роль  в истории, как какой-то триумфальный марш по вершинам веков в поучение всем народам. Мы ошиблись. Нам предстоит не светлое торжество победителей, а уныние и позор… и тяжелая работа по исправлению наших страшных ошибок». Его произведение о революции И.А. Бунин назвал талантливой книгой.

Вслед за «Записками о революции» Наживин издал автобиографические книги «Накануне: Из моих записок» и «Среди потухших маяков: Из записок беженца». Раскрывая название последней, Наживин писал: «Наше время… – время крушения утопизма, всякой социальной фантастики. Утопизм рухнул в пучину голода и крови»; большевизм – «это только заключительный аккорд тысячелетнего безумия». «Потухшим маяком» стали для Наживина и надежды на спасительный Запад. «Главный трагизм нашего положения, – писал он, – мы не знаем, что делать, куда идти».

В эмиграции писатель создал десятки исторических романов, пытаясь осмыслить истоки событий, свидетелем которых ему довелось быть. Среди сочинений этих лет роман «Распутин», призванный доказать, что в социалистической революции в России виновно бездарное правление Николая II. Эта книга о России 1910-1920 гг. была переведена на европейские языки, оценена многими писателями, в том числе Томасом Манном и Сельмой Лагерлеф.

Идеи «народности и православия» И.Ф. Наживин развивал в исторических романах «Распутин», «Перун. Лесной роман», «Глаголют стяги… Исторический роман из времен князя Владимира», «Кремль. Хроника XV – XVII вв.», причем писатель не избавился в этих произведениях от недостатка, свойственного ему и в ранние годы творчества. Так, писатель В. Г. Короленко писал в 1900 г. о неопубликованном романе Наживина «В царстве всемогущих», что «это материал для небольшого очерка, искусственно растянутый до размеров целого большого романа».

И. Ф. Наживин написал также несколько религиозных романов: «Евангелие от Фомы», «Иудей», «Бес, творящий мечту».

Наряду  с документальной прозой писатель издал большое число   беллетристических произведений – повесть  «Четверть  века спустя», рассказы для детей «В деревне», сборник рассказов «Перед катастрофой» и др.

В публицистике 1930-х гг. Наживин осуждал промонархистское движение в среде эмиграции. В книге «Национальная слава и национальный позор. О Николае II» он писал о последнем царе как о личности, «которую хотелось бы вырвать из нашего прошлого», осуждал его как виновника небывалого разорения страны, вызвавшего революцию.

Понимая свою бесперспективность пребывания в эмиграции, Иван Федорович стал мечтать о возвращении на родину, в 1926 году он через советского консула ходатайствовал о предоставлении ему возможности возвратиться на родину. В 1934 году Наживин с той же просьбой обращался к И. В. Сталину. Вернуться на родину ему не довелось, так как ходатайства не были удовлетворены.

В годы эмиграции продолжалось издание собрания сочинений Наживина, начатое в Москве. В 1926-1935 гг. отдельные тома выходили в Париже, Новом Саде, Риге, Тяньцзине (всего 41 том).

Умер Иван Федорович Наживин в Брюсселе 5 апреля 1940 г.

С его именем связан целый пласт русской национальной культуры. Литературное наследие писателя, десятилетиями хранившееся в «спецхране» Российской государственной библиотеки, в библиотеке Ясной Поляны Тульской области, в архивах и книжных собраниях русского зарубежья ныне частично переиздается в общем потоке возрождающейся литературы русского зарубежья.

 Сегодня мы прочитаем один из рассказов писателя «Авангард». Итак слушайте.

Текст читает заведующая отделом по культурно-массовой и организационной работе ГАУК СО «Дворец культуры «Россия» Наталия Владимировна Кузнецова. 

Поделиться в социальных сетях:

WordPress Lessons