Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Онлайн — рубрика «Сокровища книжных полок. Писатель Василий Аксенов»

Онлайн — рубрика «Сокровища книжных полок. Писатель Василий Аксенов»

Сегодня в рубрике «Сокровища книжных полок» мы расскажем вам о Василии Аксенове. 

Василий Аксенов называл себя возмутителем спокойствия в мире интеллектуальных стереотипов. Повести, романы и рассказы писателя, еще в середине прошлого века, приобрели статус культовых. В написанных им строках тогда высказывались мысли, не вписывающиеся и в нынешние понятия политкорректности. Десятилетия, проведенные на американском континенте, запомнилось ему не жизненными удобствами, хотя наличие таковых актеров признавал,  а тем, что там печатались тысячными тиражами его книги и, конечно, чувство внутренней свободы. С ним Василий Павлович связывал и создание поистине больших сочинений и предназначение писательского труда: раскрепощать, высвобождать мышление читателей, чтобы те становились их героями и соавторами произведений. 

Василий Павлович Аксенов появился на свет в Казани в августе 1932 года. В семье уже подрастали двое детей: Майя, приходящаяся Василию сестрой по отцу, и Алексей, родной брат  по матери. Эти дети от предыдущих браков Павла Аксёнова и Евгении Гинзбург. Василий стал первым общим ребенком пары. Родители Василия Аксенова были интеллигентными и довольно известными в городе людьми. Павел Васильевич председатель ГорСовета и член Бюро ОбКома КПСС. Евгения Соломоновна сначала преподавала в педагогическом ВУЗе, позже возглавила отдел культуры в областной газете. В 1937 г. в разгар Сталинских чисток отца и мать арестовали. На этот момент будущему писателю исполнилось всего лишь 4 года. Старших брата и сестру Аксенова было позволено забрать родственникам, а сына врагов народа — Василия принудительно отправили в детский приют для таких же, как он детей политических осужденных. Только через год родной брат Васи Андриян Аксенов смог разыскать маленького племянника и забрать его из Костромского детдома. В 1938 по 1948 года мальчик жил у родственников в Казани. Сейчас здесь открыт дом-музей писателя, в котором разместился литературный клуб. Мама, сумела добиться воссоединения с сыном, когда вышла из колымских лагерей и жила как ссыльная в Магадане. Вспоминая о молодых годах, писатель говорил, что не считал себя Советским человеком. Советский Союз был рабовладельческой страной, в лагерях которой использовался труд многих миллионов узников. Сталинская эпоха, страшная чудовищно жестокая и никаких других мнений на этот счет быть не может, да и Москва представляла собой скучный серый город, за исключением тех моментов, когда в ресторанах все бросались танцевать и теряли контроль над собой. 

В 1956 году Василий Павлович Аксенов окончил медицинский ВУЗ в Ленинграде. По распределению он должен был трудиться врачом на кораблях дальнего плавания, принадлежащих к Балтийскому  пароходству, но допуск Аксенову так и не дали. Мужчине пришлось работать всюду, где принимали. На крайнем севере писатель работал карантинным врачом, потом ему удалось найти место в туберкулезной лечебнице в столице. По иным сведениям, Аксенова взяли консультантом Московский НИИ туберкулеза.

Творческая биография Василия Аксенова началась в 1960 годах. Первой была напечатана повесть «Коллеги», по которой чуть позже снят одноименный фильм с участием Василия Ливанова и Нины Шацкой. Потом вышли свет роман «Звездный билет» по нему Александром Захри создана драма, получившая название «Мой младший брат» с Александром Збруевым, Олегом Ефремовым и Андреем Мироновым, и два сборника рассказов «Катапульта» и «На полпути к луне». По пьесе Аксенова «Всегда в продаже» театр Современник поставил спектакль.

Имя Василия Аксенова с каждым годом становится все более известным в литературных кругах сначала столицы, а потом страны. Его произведения появляются в толстых журналах. Писателя принимают члены редколлегии, иллюстрированного издания «Юность», считавшегося либеральным возмутителем спокойствия, а потому пользующегося безмерной популярностью. Но общественная деятельность Василия Павловича не нравится властям. Весной 1963 года писатель впервые подвергся критике из уст Никиты Хрущева, устроившего разнос Аксенову на показательной встрече с интеллигенцией в Кремле. Усугубило его положение участие в демонстрации, которую попыталась организовать интеллигенция на Красной площади в знак протеста против возможной реабилитации Сталина. Тогда Василия Аксенова ненадолго задержали дружинники. В конце 60-х писатель поставил подпись под несколькими письмами в защиту диссидентов. За это последовало наказание — выговор, занесенный в личное дело от столичного отделения Союза писателей СССР. 

С середины 70х Аксенова не печатают в Советском Союзе. Роман «Ожог» и «Остров Крым» он пишет, зная, что они не смогут быть опубликованными на Родине. Критика не советского и не народного писателя становится все более жесткой. Время оттепели закончилось. Оставив попытки с наскока разбить границы в литературе, Василий взялся сочинять для детей. Повесть и «Мой дедушка — памятник» и «Сундучок, в котором, что то стучит», роман «Джин Грин — неприкасаемый» долго стояли особняком в Советской прозе, предназначенной для юных умов. Последней каплей, переполнившей чашу терпения властей, становится добровольный выход Василия Аксенова и еще нескольких коллег из Союза писателей. На такой поступок они решились в знак протеста против исключения и СП Виктора Ерофеева, Евгения Попова. Позже эти события были описаны в романе «Скажи изюм». 

В июле 1980 года Василий Павлович получил приглашение в Америку, где напечатаны «Остров Крым» и «Ожог». В одном интервью он признался, что уехал, подстёгиваемый страхом за жизнь. 

В 1980 г. писатель возвращался из Казани в Москву на автомобиле по пути попал в коробочку, устроенную встречным камазом и 2 мотоциклами. Чудом удалось проскочить по обочине. Аксенов расценил происшествие как покушение. После выезда, Василия тут же лишили гражданства СССР. Право вернуться на родину дано спустя 10 лет, но он предпочитает оставаться за рубежом, в Москве он бывает наездами. В период вынужденной эмиграции Аксёнов числился профессором литературы в нескольких университетах Соединённых штатах. На протяжении 10 лет советский публицист, журналист работает в «Голосе Америки», на радио «Свобода». Его радио-очерки размещаются в разных американских альманахах. Позже они собраны в книге под названием «Десятилетие клеветы».  В США увидели свет произведения Василия Аксенова, написанные в разные годы и неизданные в Союзе.Также появились новые сочинения, романы: «Бумажный пейзаж», «Поиски грустного бэйби» и «Московская сага». Последняя история о трех поколениях одной семьи состоит из трех частей: «Поколения зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир». Американские критики назвали сочинение войной и миром 20 века. Над одноименным сериалом, вышедшим в 2004 году, в качестве арт-директора работал сына автора — Алексей Аксёнов.

Опять издаваться в России Василий Аксенов начал в первом десятилетии двухтысячных годов. В журнале «Октябрь» появился роман под названием «Вольтерьянцы и Вольтерьянки», удостоенные букеровской премии. В 2009 году напечатан последний опус писателя «Таинственной страсть» — роман о шестидесятниках, экранизированный на Родине и вышедшей в самом конце 2015 года. 

Семья сценариста и драматурга не сразу осела в Москве, свою роль в окончательном возвращение сыграло то, что у издательства «Редмонд Хоуз», с которым сотрудничал Аксёнов, сменился хозяин. Новый владелец в поисках каналов увеличения прибыли отказался печатать тех, кого принято считать интеллектуалами, спрос на них меньше. Больше информации о писателе в нашем видео.

Сегодня мы прочитаем рассказ Василия Аксенова — «Победа. Рассказ с преувеличениями». Текст читает заведующая отделом по культурно-массовой и организационной работе ГАУК СО «Дворец культуры «Россия» Наталия Владимировна Кузнецова.

 

Поделиться в социальных сетях:

WordPress Lessons