Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Поэтический марафон «Поэзия Н.М. Злотникова»

Поэтический марафон «Поэзия Н.М. Злотникова»

Дорогие друзья! 26 октября   исполняется 88  лет со дня рождения Натана Марковича Злотникова – советского поэта и переводчика. Родился 26 октября 1934 года в Киеве, окончил Киевский политехнический институт. Работал в журнале «Юность» в отделе поэзии. Написал 16 книг стихов. Умер 26 декабря 2006 года, в возрасте 72-х лет, в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

Завтрашним, а может, уже и сегодняшним молодым писателям, заставшим кладбище вымирающих литературных журналов, которыми когда-то славилась Россия, трудно будет поверить, что некогда существовал уникальный журнал «Юность», созданный для того, чтобы открывать новые имена, а с его обложки улыбалась как символ оттепели красавица с лицом из весенних веток, созданная фантазией нашего тогдашнего соотечественника, художника-литовца Стасиса Красаускаса. Оттепель была вовсе не подарком партии, она была выдышана нашими молодыми дыханиями.

Основателем «Юности» стал Валентин Катаев, с еще не потерянной одесской лихостью распахнувший страницы журнала для молодежи, и туда ввалилась озорная ватага – неукротимая ватага будущих классиков шестидесятничества.

Натан Злотников, более четверти века руководивший поэтическим отделом «Юности», открывая других поэтов, запоздало открыл себя и с горечью исповедовался перед надвигавшейся мучительно медленной болезнью, становясь под немыслимыми пытками совсем другим неожиданно для многих рождавшимся в нем поэтом.

Одиночество? Более неодинокого человека, чем Натан, трудно представить: он был вечно окружен целым выводком молодых поэтов. Но часто именно те, чья неодинокость бросается в глаза, на самом деле одиноки. Его как поэта невольно заслоняла толпа тех, кого он сам выдвигал на авансцену, и, несмотря на пятнадцать выпущенных им книг, он оставался невидим за молодыми спинами.

По натуре Натан был человеком тихим, мягким. Он не ввязывался в громкую полемическую борьбу, но постоянно проводил линию немногословной порядочности и поддержки тех, кто был более талантлив, чем он, а иногда и менее, что не всегда мешает проявлениям человеческой уникальности. Соревнования за первенство, в отличие от спорта, в искусстве быть не должно: надо развивать самоценность, которая выше самовыпячивания, ибо направлена внутрь.

В автобиографии Злотников попрощался не с жизнью, а только с той ее частью, из которой уходил:

«Той жизни… давно уже нет. Переменился почти весь свод обретаемых душевным радением или же не по доброй воле навыков и привычек, обветшали и трухой пошли стены деревянного и шлакоблочного бараков и венцы рубленой избы, реки наши плохо помнят прежние русла; да что там – растворились во времени события и голоса, развеялся авантюрный и волшебный хмель романтических обольщений, поблекли краски. И так странно, что какое-то количество далеко не совершенных строк могут сделаться – нет, не оправданием! – но хоть в малой мере достоверным свидетельством пережитого. Однако почему именно эти строки, а не другие? Разве избранное – всегда лучшее? Совершающий выбор совершает несправедливость».

Как странно, а может, и закономерно, что такой вывод о несправедливости любого выбора сделал человек, чьей профессией был выбор стихов! Какая прекрасная, человечная, прозрачная до дна исповедь, не правда ли? Смерть перестает быть похожей на смерть, она становится просто-напросто другой жизнью. Человек, пишущий так, не может быть неблагороден другим. Да что такое благородство? Это, наверное, врожденная готовность помочь другим и непозволение себе уставать от просьб о помощи, даже если они изнуряют. Невозможность предательства. Отвращение к злу, не позволяющее принять его сторону хотя бы из соображений гигиены. Вовсе не родившийся вундеркиндом, Натан потихоньку становился большим поэтом, потому что поэзия других, которую он влюбленно вдыхал, даже не принадлежа ему, становилась им самим. Он вырастал, опираясь на всех тех поэтов, которых любил и печатал.

Отец Натана был из династии местечковых кузнецов, а мама – девятым дитем сапожника. Они полюбили друг друга, когда она работала на чулочной фабрике, а он вкалывал на киевском заводе «Арсенал». Их могла постичь судьба жертв Бабьего Яра, но гигантский завод был разобран и эвакуирован в удмуртский город Воткинск. По дороге к нему на одной из бесчисленных вынужденных остановок на шестилетнего Натана, увлеченно игравшего во что-то свое на насыпи, неотвратимо накатывал воинский состав, но мальчишку спас ученик слесаря с горьковским именем Цыганок – он буквально вышиб Натана из-под паровозного бампера. Перед смертью Натан вспомнил это: «Господи, пронесло! Но люди были благодарны мне только за то, что я жив. Однако разве я умел тогда и мог понимать, что полнота жизни и счастье в ней совершенно немыслимы без подобного рода благодарности!» Дар благодарности другим – вот что сделало его, проведя через все страдания, поэтом.

Предлагаем вашему вниманию стихотворения Н.М. Злотникова «Ужин при свече», «Метаморфозы». Читает заведующая отделом по культурно-массовой и организационной работе ГАУК СО «Дворец культуры «Россия» Наталия Владимировна Кузнецова.

 

Дорогие друзья, приглашаем вас стать участником поэтического марафона! Для это вам нужно записать видеоролик с выразительным исполнением стихотворения Н.М.Злотникова  (формат — MP4, продолжительность — не более 4 минут) и прислать его на электронную почту ГАУК СО «Дворец культуры «Россия»: konkurs.dkrossiya@mail.ru в период с 26 октября  по 10 ноября 2022 года.  А мы опубликуем его на наших страницах в социальных сетях и   официальном сайте: http://dvorez-rossiya.ru/. В теме сообщения на электронную почту необходимо указать: Поэтический марафон «Поэзия Н.М. Злотникова» Ф. И. О. участника марафона.

Поделиться в социальных сетях:

WordPress Lessons