Дорогие друзья! 5 марта исполняется 320 лет со дня рождения Василия Кирилловича Тредиаковского (1703–1769) — русского поэта, филолога, переводчика, одного из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Ввел разделение на поэзию и прозу в русской литературе, а также некоторые литературные термины. Благодаря своему творчеству смог найти признание при дворе императрицы Анны Иоанновны. Василий Тредиаковский появился на свет 5 марта 1703 года в Астрахани в семье священника. Родители отдали мальчика на обучение в школу католических монахов-капуцинов, где все предметы преподавались исключительно на латыни.Будучи ребенком, Тредиаковский пел в церковном хоре. Занятия музыкой настолько пришлись по душе будущему поэту, что в будущем он даже сочинял композиции. После окончания школы Василий планировал поступать в Киево-Могилянскую академию, однако в последний момент поменял свои планы и в 1723 году отправился в Москву, где поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Спустя несколько лет, так и не окончив обучение в академии, юноша отправился в Голландию, а оттуда пешком добрался до Парижа. Тредиаковский поступил в Сорбонну, где обучался философским, математическим и богословским наукам. Этот этап жизни Тредиаковского имел важное значение в его творчестве. Юный поэт познакомился с французской культурой, основами просвещения, много общался с европейскими интеллектуалами, которые оказали на него большое влияние.В 1730 году Василий Тредиаковский вернулся на родину и обосновался в Петербурге. Самым важным событием для него стало известие о том, что его приписали к Академии наук как студента. Благодаря этому перед молодым поэтом открывались блестящие перспективы, в частности высокое покровительство и полезные знакомства при дворе. В том же году Василий Кириллович опубликовал свой перевод французского романа «Езда в остров любви» и тем самым привлек к себе внимание всего культурного общества северной столицы. В те годы в русской литературе это произведение было единственным светским романом. По сути, Тредиаковский своим переводом заложил основы развития романного повествования в России. На пике популярности Василий Кириллович выпустил свой поэтический сборник «Стихи на разные случаи», ставший своеобразным дополнением к роману. К интересным фактам из жизни поэта следует отнести его приближение ко двору. Тредиаковский мечтал преподнести роман «Езда в остров любви» самой императрице и быть представленным ей. Его мечта осуществилась в январе 1732 года, когда двор переехал в Санкт-Петербург. Тредиаковский выступил перед Анной Иоанновной с приветственной речью, которая настолько понравилась императрице, что она пожелала поближе познакомиться с творчеством поэта. Воодушевленный Василий Кириллович принялся писать панегирики и похвальные стихи, а также духовные концерты, посвященные императрице. Труды Тредиаковского были вознаграждены по достоинству: произведения были опубликованы, выдан весьма внушительный гонорар. Василий Тредиаковский, в отличие от современников, в своих произведениях никогда не стремился к созданию легкого литературного языка. Он был сторонником сложного стихосложения, ориентируясь на лучшие образцы античности и подражая им. Однако попытки Тредиаковского приспособить к латинскому стихосложению русскую поэзию были встречены в штыки: поэта нещадно критиковали за сложное построение предложений, использование инверсий и междометий, неясный смысл текстов. Самым главным результатом литературной работы Тредиаковского стало теоретическое разделение поэзии и прозы и введение этих понятий в русскую культуру. В своем трактате 1735 года Тредиаковский дал девять определений основных стихотворных терминов: стих, слог, стопа, полустишие, пресечение (так он называл цезуру), рифма, перенос и так далее. Василий Кириллович Тредиаковский, биография которого неразрывно связана с русской литературой XVII века, до последних дней жизни продолжал экспериментировать со словом и рифмой. Скончался поэт 6 (17) августа 1769 года. Значение Василия Тредиаковского для русской поэзии и прозы довольно недооценено. Благодаря ему наша литература узнала такие понятия и явления, как силлабо-тоническое стихосложение, гекзаметр как новый размер стихотворений. Признание Василия Тредиаковского пришло только после его смерти. Многие критики считают его выдающимся ученым, но никак не поэтом, который смог достигнуть на данном поприще значительных успехов. Однако нам это абсолютно не мешает насладиться его стихами и проследить все те нововведения, что появились с его подачи.
Предлагаем вашему вниманию стихотворение В. Тредиаковского «Начну на флейте стихи печальны». Читает заведующая отделом по культурно-массовой и организационной работе ГАУК СО «Дворец культуры «Россия» Наталия Владимировна Кузнецова.
Дорогие друзья, приглашаем вас стать участником поэтического марафона!
Для это вам нужно записать видеоролик с выразительным исполнением стихотворения В. Тредиаковского (формат — MP4, продолжительность — не более 4 минут) и прислать его на электронную почту ГАУК СО «Дворец культуры «Россия»: konkurs.dkrossiya@mail.ru в период с 6 по 16 марта 2023 года. А мы опубликуем его на наших страницах в социальных сетях и официальном сайте: http://dvorez-rossiya.ru/. В теме сообщения на электронную почту необходимо указать: Поэтический марафон «Поэзия В. Тредиаковского» Ф. И. О. участника марафона.